Были эти птицы широко известны и в других мифах - в античной мифологии ворон (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. “Ворон - широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землёй, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами воронa как птицы, в частности резким криком и чёрным цветом. Чёрный цвет Ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и тому подобное.
Падаль - уже не животная, но и не растительная пища, поэтому Ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными и воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.
Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна).
Как трупная птица чёрного цвета со зловещим криком Ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания ворона глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь ворон с этими тремя сферами определяет то, что он наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами - небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством”. (Мифы народов мира)
“Ворон - центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки. В этих мифологиях он выступает как первопредок - демиург - культурный герой, могучий шаман, трикстер.
Ворон создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в чёрного), положил начало рыболовству.
Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи, его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда ворон действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы
В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь - рая, святого духа, христианской веры (крещения). Такая интерпретация опирается, по-видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристианские мифологические представления народов Европы, в которых Ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье”.
Обладатели черного оперенья, зорких глаз и резкого голоса, вороны повсеместно считались предвозвестниками беды. В Греции полагали, что вороны приносят бурю. За хлопаньем черных крыльев часто раздавались раскаты грома.
В Британии, а особенно в Ирландии, вороны были птицами богинь войны Бадб, Махи и Немаин, ипостасей Морриган. Вороны летали над усеянными трупами полями сражений, выклевывая глаза и лакомясь еще теплым мясом. В Уэльсе считалось, что вороны образовали армию под предводительством рыцаря Овейна, сына Уриена. По его команде вороны устремлялись с небес на врага и раздирали воинов на части.
Вороны также считались птицами-предвестниками. Они являлись обреченным на смерть воинам и кружили над домами, которые в скором времени должно было посетить несчастье и разорение. Их умение предвидеть будущее получило в Ирландии название “воронья мудрость”. В Дании появление ворона в деревне предвещало смерть местного священника; в Уэльсе гость, чье приближение к дому сопровождалось карканьем ворона, считался предателем.
Также в Ирландии бытовали следующие поверья: если ворон каркал с северо-востока от дома, значит, ограбят конюшню; если он садился на постель уехавшего в путешествие хозяина, тому не суждено было вернуться; если ворон каркал устроившись на подушке хозяйки, ей грозила скорая смерть; если же ворон тихонько покашливал, это предвещало болезни и падеж скота. Если провожая мужа в дальний путь, женщина видела кружащегося над дорогой ворона, она знала – скоро ей быть вдовой.