20-21 июня – летнее солнцестояние, середина природного лета и самый длинный
световой день в году, когда солнце достигает максимально высокой позиции. На
протяжении тысячелетий этот день имел огромное значение для наших древних предков, живших в гармонии с Матерью-землей и подчинявшихся природным циклам.
Иванов день, Лита и Купала – древнейшие европейские фестивали,
приуроченные ко дню летнего солнцестояния. Эти праздники были самыми радостными
и пышно отмечались нашими предками в течение столетий. Будучи не в состоянии
запретить и вычеркнуть их из памяти народов, Христианская церковь ввела
на 24 июня праздник рождества Иоанна Крестителя (в России отмечается по
Юлианскому календарю 7 июля).
Для язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние
означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в
изобилие с созреванием урожая. Однако середина лета напоминала также о
предстоящем сокращении светового дня и неминуемом приближении
осени, а потом и зимы.
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. Впоследствии эти праздники в разных странах получили название
Иванов день или Иванова ночь
(от национальной версии имени Иван). Смысл ритуалов на Иванов день
совпадает со смыслом Литы: это приветствие союза Солнца и Земли, призывы
будущего урожая и благополучия, отпугивание злых духов. Для
празднований Иванова дня в разных странах
Европы характерно разжигание огромных костров (чем выше костер, тем
страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь и ритуалы
поклонения воде (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок в
Скандинавии), которые сейчас уже фактически ушли в прошлое. На Иванову
ночь никто не ложился спать, люди гуляли и развлекались, веселились и
праздновали до рассвета. Некоторые ритуалы Иванова дня живы и поныне, в
Скандинавии, Прибалтике и других европейских странах
проходят народные гулянья в период между 19 и 25 июня.
На Руси перед солнцестоянием отмечали Русальную седьмицу,
чествуя русалок – духов рек и озер. Эта неделя была тесно связана с
поминанием предков, из-за существовавшего с древности европейского
обычая справлять по рекам сожженный прах воинов на ладьях.
Непосредственно в день солнцестояния на Руси отмечали Купалу
– окончание весны и начало лета с его первым месяцем Кресенем. Ритуалы
Купалы очень похожи на ритуалы Иванова дня и Литы, что вполне
естественно, учитывая
общие исторические корни европейских народностей. Древние русы плели
венки, пили сурью (медовый напиток), прыгали через костры, приносили
жертвы воде и огню, собирали целебные травы, совершали ритуалы,
призывающие урожай и "очищающие душу и тело" омовения в реках, озерах и
ручьях.
Сразу же после дня солнцестояния наступал солнцеворот,
который длился 3 дня и во время которого праздновался целый цикл
жизненных перипетий бога Перуна: от рождения до смерти, затем
магического воскресенья и предстоящей победы над Скипером-зверем. Перун –
один из самых важных богов у древних славян, покровитель воинов,
ведавший силами природы и небесным огнем.
|